“Ирина Климова меняет жизнь, как цвет волос” (Журнал “Интервью”, февраль 2008)

В жизни заслуженной артистки России Ирины Климовой бывало всякое: безденежье, разводы, нелегкая участь матери-одиночки, скитания по съёмным углам… Но она обладает особым даром – любую, казалось бы, самую безнадёжную ситуацию принимает как шанс изменить собственную судьбу.

Удары судьбы… Кого они миновали? Жизнь Ирины Климовой – не исключение. Взять хотя бы развод, который дался актрисе совсем не просто. С тех пор, как она рассталась со вторым мужем Алексеем Ниловым (капитан Ларин в “Улицах разбитых фонарей”), пролетело три года. Должно было пройти время, считает Климова, чтобы в душе всё улеглось, всё простилось. Время прошло, и теперь пора идти дальше. Во всех смыслах. “Вы спрашиваете, не боюсь ли я снова обжечься? Не боюсь. Возможно, потому что уже не буду влюбляться так безоглядно, как раньше”.

Я стала старше и ,наверное, мудрее. Да и свой предыдущий брак не считаю неудачным. Каждый научил меня чему-то важному, – говорит Ирина. – А Алексей подарил еще и замечательного сына».

Никите сейчас четыре с половиной. Он – мамина гордость и радость. «Мне кажется, от родителей сын взял самое хорошее. Никита очень вдумчивый, целеустремленный. Это от Алёши. И от него же – интерес мальчика к рисованию и английскому языку. От меня – живость, музыкальность. Никита, конечно, от природы стопроцентный артист. Хотя это не означает, что он непременно будет петь или играть на сцене». Пока Ирина с Никитой живут в съёмной однушке, и мама потихоньку без боя уступает территорию подрастающему сыну. Но совсем скоро, по словам актрисы, всё изменится. «Мы долго искали подходящую квартиру – такую, чтобы была удобной для нас двоих, приемлемой по цене и чтобы вид из окна радовал глаз. Кажется, нашли, – говорит Ирина. – Надеюсь, на этот раз всё получится, потому что 16 лет скитаюсь по съёмным углам».

Оторва по прозвищу Слоник

Надо сказать, ко всем своим временным квартирам Климова относилась трепетно. В каждой она создавала свой особый мир – красивый, солнечный (желтый – любимый цвет актрисы), будто обживала свои, а не чужие стены. Впрочем, даже о многолюдной московской коммуналке на проспекте Мира, в которой прошло её раннее детство, Ирина говорит с любовью. «Я не помню бытовых трудностей. Наверное, они были, но меня не коснулись. Зато не забыть, как дружно жили все обитатели нашей огромной коммуналки – и дети, и взрослые. А было нас человек 40, не меньше. Когда родители получили отдельную двухкомнатную квартиру и мы переехали, я очень тосковала».

Папа – экономист и мама – инженер никак не думали, что их единственная дочь будет актрисой. Однажды семилетняя Ира, прогуливаясь с папой, затащила его в ближайшую к их дому музыкальную школу: «Хочу учиться музыке!» Родители уступили. А вот желание дочки ходить на занятия по хореографии восприняли как блажь – уж очень пухленькой была Ира.

А в школу будущая звезда Театра им. Моссовета ходила не в какую-нибудь – в физико-математическую и была, между прочим, не последней ученицей! Ждало девочку, по мнению родителей, основательное техническое образование, скажем, в институте им. Баумана.

А Климова выбрала институт им. Щукина. Театральный. «Родители стали серьёзно относиться к моему выбору, лишь когда я училась курсе на втором. До этого считали: актрисы из меня не получится», – улыбается Ирина.

Между прочим, свою первую роль в кино, пусть крохотную, эпизодическую, Климова сыграла ещё 13-летней. Вышло всё классически: ассистентка режиссёра Владимира Шамшурина, занимающаяся подбором исполнителей для фильма «Тайна записной книжки», увидела Иру и произнесла ту самую сакраментальную фразу: «Девочка, хочешь сниматься в кино?» Возможно, тот самый случай и повернул судьбинскую дорожку нашей героини в строну актёрской профессии.

Следующий опыт работы в кино состоялся в 1987-м, то есть спустя 6 лет, когда Климова училась на предпоследнем курсе института. Это были небольшие роли в картинах «Забавы молодых» и «Поражение». Однако, несмотря на окрепший интерес к съёмочной площадке, Ирину больше манила площадка сценическая. Ей казалось, что как актриса, желающая и умеющая не только играть, но и петь, она быстрее реализуется на сцене. Поэтому приглашение после окончания вуза в столичный Театр им. Моссовета восприняла с радостью. И не ошиблась, потому что через два года сыграла на этой прославленной сцене роль Марии Магдалины в музыкальном спектакле «Иисус Христос – Суперзвезда». Спектакль стал событием, а роль – звёздной. Актёрский талант и красивый сильный голос Климовой покорили зрителей. Кстати, спектакль с аншлагами идёт до сих пор, уже 17-й год.

В том же 1990-м, когда состоялась премьера легендарного мюзикла, Ирина и в кино сыграла знаковую роль – юную оторву по прозвищу Слоник в «Зимней вишне-2» (в 1995-м – её же в «Зимней вишне-3»). «По сценарию, эта девушка должна быть большой, неуклюжей, ходить и нудить, гундосить… Короче, Слоник. Но режиссёр Игорь Масленников, посмотрев пробы, решил, что играть буду я: «Ничего, пусть наш Слоник будет на Слоника не похож!» Кстати, этот образ мне не близок: не понимаю девушек, которые осаждают мужчин, их явно не любящих», – говорит актриса.

У самой Ирины в то время уже был близкий человек, актер Валерий Боровинских. Они вместе играли в спектакле «Иисус Христос – Суперзвезда». На репетициях и начался роман. А когда у Валерия возник конфликт с театральным руководством, в результате которого он был уволен, Ирина, считавшая правым любимого, тоже ушла из Моссовета (через пять лет она вернулась в театр, где и служит по сей день). Они сняли комнату в коммуналке, ставшую их первым семейным домом, и стали учиться жить в новых условиях. Шел 1994 год. Времена тяжелые, голодные для актёров, оставшихся даже без копеечной театральной зарплаты. Валерий начал заниматься бизнесом, и небезуспешно, Ирина пыталась реализоваться как певица. «Петь я очень люблю. Но мотание по городам и весям с концертами оказалось не по мне. Как и выступления в клубах. Некомфортно петь, когда вокруг едят. Хотя деньги за это платили очень приличные. Да и диск свой первый и пока единственный я записала поздно – в 30 лет. Словом многое упустила, но… очень надеюсь наверстать», – делится актриса.

Сериальная любовь

Климова и Боровинских прожили вместе 10 лет. Необходимость расставания вызревала медленно, и когда пришло время сказать друг другу «прощай», слово это было произнесено почти спокойно. Они разошлись друзьями, остаются ими и сегодня. «Недавно Валера в очередной раз здорово меня выручил. Я собиралась с Никитой на несколько дней в санаторий, нужно было, чтобы кто-то пожил у нас дома и приглядел за котом. Этим добрым человеком, конечно оказался Валера. Кстати, Арсений – наш общий кот, мы его завели, когда ещё были женаты», – рассказывает Ирина. Бывший первый муж – человек занятой и поэтому нечасто навещает Никиту и его маму, однако, если это случается, охотно общается с малышом. Между тем когда-то трещина в их отношениях образовалась именно из-за того, что Ирина очень хотела ребёнка, а Валерий не был к этому готов.

Отцом её сына суждено было стать Алексею. Кто знает, может, для того и свела их судьба осенью 2000 года на съёмках очередной серии «Улиц разбитых фонарей», которая называлась «Королева бензоколонок». Кстати, Климова стала первой московской актрисой , приглашенной в сериал, да ещё и на главную роль. До этого создатели картины обходились исключительно питерцами. Поэтому и Нилов, которому предстояло быть в картине партнёром Ирины, поначалу не слишком приветливо встретил «столичную штучку».

То, что они влюблены друг в друга, Алексей и Ирина окончательно поняли, проговорив несколько часов за столиком в кафе, куда петербуржец пригласил москвичку в один из свободных вечеров. Вскоре уже вся съёмочная группа видела: у этих двоих – любовь.

Картину сняли. Он остался в Питере, она вернулась в Москву. А Нилов как минимум дважды в неделю мотался в столицу – к Ирине. Поезда, самолёты, встречи, расставания, цветы охапками, головокружительные вечера – всё было. Не было лишь одного атрибута этих встреч – спиртного. О том, что у Нилова болезненная тяга к алкоголю, знали все его близкие и друзья. Ирина, разумеется, тоже. Но тогда казалось: ради новой семьи Алексей преодолеет зависимость. Увы, этого не случилось.

Свадьбу сыграли в самом красивом Дворце бракосочетания Санкт – Петербурга. Жили по-прежнему на два города. В 2003-м в одном из столичных роддомов на свет появился Никита. Алексей пожелал присутствовать при этом событии, вообще проявил себя очень заботливым отцом. Кстати, и имя сыну выбрал он. Но счастье после рождения мальчика продлилось лишь несколько месяцев.

«Мы должны найти папу!»

О том, что брак Нилова и Климовой разрушило пьянство Алексея, много писали в прессе. Ирина не хочет вновь муссировать эту тему. «Простила ли я бывшего мужа? Да, наверное. Считаю, что он хороший человек, но слабый. Однако одного не пойму, видимо, никогда: почему он не хочет общаться с сыном? Звонит лишь на Новый год, в день рождения или когда надо выяснить какие-то вопросы с алиментами. Кстати, Лёша в мае мне сам позвонил и сказал, что поменял место работы и готов положить исполнительный лист на алименты. Но тут уже, видимо виноваты соответствующие службы: до сих пор мы с Никитой так ни копейки и не получили. Но то, что Лёша сам вызвался сделать это, уже хорошо. И его четыре звонка за последние два года – тоже достижение».

Ирина не скрывает, что ей обидно за сына, который тоже по-своему переживает ситуацию. Как-то на его вопрос: «Почему папа ко мне не приезжает?» – она ответила: «Хочешь, мы сами купим билеты на поезд и поедем к нему?» Никита отказался. При этом он дорожит всем, что имеет отношение к отцу. «На Новый год Алёша прислал сыну по почте подарок – робота-трансформера, – рассказывает Ира. – Никита поиграл-поиграл, что-то там сломал и игрушку забросил. Я решила, что она ему уже не интересна и выбросила. Что тут началось! «Как ты могла, это же папа подарил!» Слёзы – ручьём! Пришлось мне звонить в Питер: «Лёша, выручай, нужен такой же робот».

Пока же дефицит мужского участия в воспитании сына актриса компенсирует лишь собственно жесткостью в некоторых вопросах. Она вообще считает, что такие мальчики, как Никита, растущие без отцов, должны учиться в школах, где больше учителей, чем учительниц. А пока даже тренеры сына в бассейне – сплошь женщины. Но Климова намерена в скором времени найти для малыша такую спортивную секцию, где с ним занимались бы мужчины.

Ирина признаётся, что даже расстроилась, когда узнала, что у неё родится мальчик. Сейчас, конечно, ничуть не жалеет. Однако не перестаёт мечтать о втором ребёнке. «Недавно Никита говорит: «Мама, я считаю, мы должны найти какого-нибудь папу, потому что я хочу сестрёнку». Потом, подумав, выдал: «Нет, братишку». Так что он мой единомышленник!» – улыбается мама.

«Надо возвращаться к солнцу!»

А пока жизнь Ирины Климовой целиком посвящена Никите и работе. Она по-прежнему выходит на сцену родного театра, является соведущей популярного ток-шоу «Клуб бывших жен» на канале ТНТ, а ещё активно осваивается в новой профессии. В прошлом году, получив соответствующий диплом ВГИКа, Ирина стала продюсером. «Я взялась за три, на мой взгляд, интересных проекта. Один связан с телевидением, другой – с кино, третий – с театром. Уже есть пьеса, которою мне хотелось бы превратить в хороший коммерческий музыкальный спектакль. Специально для него написаны песни, которые, возможно, войдут в мой второй сольный альбом. Есть сценарий фильма, написана телепрограмма – так что первые шаги сделаны» – рассказывает Ирина. Похоже, у этой женщины, обладающей особым талантом превращать любую, даже самую безнадёжную ситуацию во благо, всё получится – и с жильём, и в творческом плане, и в личной жизни.

Кстати, взявшись всерьёз менять жизнь, Климова решила поэкспериментировать и с внешностью. «Я была черноволосой, красноволосой, баклажановой… Меняла цвет волос – и мой характер немного менялся. Когда была брюнеткой, ощущала, что становлюсь жестче, даже скупее. Красный цвет делал меня настолько энергичной, что это было даже слишком… Не так давно я поняла, что надо возвращаться к солнцу, к моему обычному цвету волос. Какой я себя чувствую, вновь став блондинкой? Спокойной и радостной».

Текст: Мария Бойкова

Мария Бойкова, февраль 2008 / Источник: журнал “Интервью”

Смотреть фото из журнала “Интервью”